-->

вторник, 21 августа 2012 г.

Артикуляционная гимнастика в детском саду (методические рекомендации)

    Артикуляционная гимнастика с детьми  старшего дошкольного возраста проводится ежедневно в утренние часы (первый раз), после занятий (второй раз) и после дневного сна (третий раз) по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики - до 5 мин.
     Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается воспитателем на основе таблицы «Артику­ляционные упражнения».
В комплекс должно входить 4—5 упражнений: 2—3 статических и 2—3 динамических.
Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.


Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].

1-я ч а с т ь. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я ч а с т ь. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Дятел»;
«Лошадка».

Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].
1-я ч а с т ь. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я ч а с т ь. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Вкусное варенье»;
«Лошадка».

     Комплекс артикуляционной гимнастики планируется педагогом на неделю. На следующей неделе комплекс частич­но видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, подходящим под артикуляцию изучаемого звука.
     Таким образом педагоги каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артику­ляционной гимнастике.
    Знакомство с каждым новым артикуляционным упражнением желательно сопровождать небольшой сюжетной зари­совкой. Например, упражнение «Вкусное варенье»:
    «Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с вареньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ педагога)».
     После показа воспитатель просит детей выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом педагог контролирует каждого ребенка, правильно ли он выполняет упражнение.
      Затем воспитатель показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.
    Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед зеркалами, воспитатель встает за их спинами. Все смотрят и видят друг друга в зеркала. Общение, показ ар­тикуляционных поз также происходят через зеркала. В таком положении дети видят, как они выполняют упражне­ние, как его показывает воспитатель, картинки, которые демонстрирует воспитатель. Педагог при этом видит, как все дети выполняют предложенные упражнения.
      При планировании работы педагоги должны фиксировать комплексы артикуляционной гимнастики (как представлено выше).

В работе воспитатель использует 27 артикуляционных упражнений.
1. Упражнение «Улыбочка» (статическое).
Ц е л ь. Развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.
2. Упражнение «Дудочка» (статическое).
Ц е л ь. Развивать круговые мышцы губ.
Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.
3. Упражнение «Хоботок» (статическое).
Ц е л ь. Развивать подвижность губ.
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 с.
4. Упражнение «Лопаточка» (статическое).
Ц е л ь. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.
5. Упражнение «Иголочка» (статическое).
Ц е л ь. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.
Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
6. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое).
Ц е л ь. Развивать подвижность мышцы спинки языка.
Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
7. Упражнение «Желобок» (статическое).
Ц е л ь. Вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выпол­нять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с.
8. Упражнение «Парус» (статическое).
Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза.
9. Упражнение «Чашечка» (статическое).
Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать широкий язь в верхнем положении.
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза.
10. Упражнение «Заборчик» (статическое).
Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с.
11. Упражнение «Утиный клювик» (динамическое).
Ц е л ь. Развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.
Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.
12. Упражнение «Шторки» (динамическое).
Ц е л ь. Вырабатывать подвижность губ.
Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа открывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение выполнить 5—6 раз.
13. Упражнение «Лошадка» (динамическое).
Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку языка.
Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз.
14. Упражнение «Грибок» (динамическое).
Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку языка
Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз.
15. Упражнение «Маляр» (динамическое).
Ц е л ь. Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и Кратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз.
16. Упражнение «Дятел» (динамическое).
Ц е л ь. Вырабатывать подвижность кончика языка.
Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верх ними зубами; ребенок при этом произно­сит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с.
17. Упражнение «Утюжок» (динамическое).
Ц е л ь. Активизировать кончик языка на бугорках.
Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20—25 раз.
18. Упражнение «Прогони комарика» (динамическое).
Ц е л ь. Вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.
19. Упражнение «Покусывание кончика языка» (динамическое).
Ц е л ь. Активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз.
20. Упражнение «Качели» (динамическое).
Ц е л ь. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).
Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.
Упражнение повторить 15—20 раз.
21. Упражнение «Катание шарика» (динамическое).
Ц е л ь. Укреплять боковые мышцы языка.
Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) - 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) - 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять.
22. Упражнение «Часики» (динамическое).
Ц е л ь. Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).
Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ.
Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик так, тик-так. Длительность выполнения упражнения -20 с.
23. Упражнение «Мясорубка» (динамическое).
Ц е л ь. Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.
Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза.
24. Упражнение «Прятки» (динамическое).
Ц е л ь. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.
Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
25. Упражнение «Вкусное варенье» (динамическое).
Ц е л ь. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение; повторить 5—6 раз.
26. Упражнение «Змейка» (динамическое).
Ц е л ь. Развивать боковые мышцы языка.
Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.
Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5—б раз.
27. Упражнение «Настроение» (динамическое).
Ц е л ь. Вырабатывать подвижность губ.
Губы растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид.
Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением.
Использованы материала сайта http://progimnaziya181.ru/igri/palchikovie_igri.html