-->

воскресенье, 7 декабря 2014 г.

"Снежинка", или использование технологических сказок на занятиях по изодеятельности

Здравствуйте, уважаемые читатели!

    Сегодня хочу познакомить вас со сказкой-подсказкой "Снежинка"(бумажная пластика). Сейчас за окном зима, часто идет снег, да и Новый год приближается! Поэтому и данная разработка как раз в тему. А нашла я её (разработку) в журнале "Дошкольное воспитание" (№10, 1999 год, стр, 54 - 56) и успешно использую в работе с детьми старшего дошкольного возраста уже несколько лет. Поискала в интернете, но ничего подобного не нашла, поэтому решила поделиться с вами, может кому-то и пригодится. 
Авторы разработки:
Рогаткина Т., Губанова Л. ДОУ №788, Москва
Дошкольное воспитание № 10, 1999 г., стр. 54 - 56
Для занятия вам понадобятся круги из тонкой бумаги и ножницы.
Совет: бумажных кругов заготовьте побольше, так как дети захотят повторить "превращение".
    Педагог предлагает детям отгадать загадку: «За окошком звездой, на ладошке водой».


     Недолго приходится радоваться красоте белой холодной звездочки снежинки. Попадет она на ладошку и тут же превратится в маленькую капельку... Не вернуть ее белых узорных лучиков, удивлявших нас своей загадочной, завораживающей красотой, не повторить редкостный ажурный рисунок. Ведь ни одна снежинка не похожа на любую другую! Мы ловим ладошкой следующую звездочку, но и ее постигает та же участь - прозрачная капелька лишь напоминает нам о том, какой красавицей была она несколько секунд назад. А может быть, попытаться вернуть эту снежинку не только в воспоминаниях? Если заморозить капельку воды, получиться маленькая льдинка. Только чудо может превратить ее в резную звездочку...
- Отправляйтесь в Снежное Королевство, посоветовала красавица Луна, глядя на наши беспомощные круглые льдинки. (У детей на столах лежат бумажные  круги из тонкой белой бумаги. В руках у педагога бумажный «лунный диск».)
- А что для  этого нужно сделать? Как же туда попасть? Это очень просто, - ответила Луна.
- Нужно уметь фантазировать, превращаться, перевоплощаться, и тогда вы сами не заметите, как окажетесь в волшебной стране.
- Как это, превращаться-перевоплощаться? - удивились мы.
- Как я. Смотрите: сейчас я сложусь пополам и стану совсем не похожа на себя.   (Педагог спрашивает у детей, на что похожа половинка Луны?)


- Я очень люблю перевоплощаться, -  сказала уже не Луна, а Люлька - Шляпка-Беретка. - Если я сложусь еще раз пополам, вы меня совсем не узнаете! Половинка Луны соединила свои противоположные уголочки и стала похожа на...
     (Дети самостоятельно называют возникающие в воображении образы). 
      Педагог предлагает детям поиграть с отдельными воображаемыми предметами, например с веером. Вы почти научились творить чудеса! - воскликнул Колпачок – Крыша - Кусочек сыра.
- Представили меня веером, и всем от этого стало прохладно... (Дети обмахиваются маленьким веером, создавая  легкий ветерок.)
-  Вы уже совсем недалеко от Снежного Королевства. Чтобы порадовать хозяйку, я ещё раз сложусь пополам, стану совсем худеньким, похожим на... (дети замечают, что бывший веер превратился в ...)
   Дети угадывают образы, изменяют положение сложенного листка.

- Не успела наша бумажная фигурка превратиться в мороженое, как все обитатели Снежного Королевства обступили ее с разных сторон. Они очень любили мороженое, но такого необычного еще никто никогда не пробовал.
- Я попробую его первая,- сказала Королева и аккуратно откусила маленький кусочек. (Воспитатель вырезает любую геометрическую  фигуру из сложенного  в несколько раз круга).
- И я хочу попробовать! - заявила Льдинка-Холодинка и выгрызла своим треугольным зубом длинный треугольник. Метелица аккуратно лизнула мороженое, оставив после себя полукруглый след. Пурга, Вьюга, Метели и Морозы набросились на рожок и обглодали его со всех сторон своими разными зубками (квадратными, круглыми, ровными и кривыми, напоминающими звездочки, листочки, сердечки...). (В руках педагога роль проголодавшихся персонажей   выполняют ножницы.)

- Луна обещала нам чудо, а сама пропала, исчезла в своих превращениях-перевоплощениях... Попробуем поискать ее и спросить, где же это чудо?    Чтобы попасть в Снежное Королевство, мы все время складывали листок бумаги... Попробуем теперь сделать все наоборот постепенно раскроем его и поищем Луну-сказочницу.  


     Дети, раскрывая сложенный круг, обнаруживают удивительные превращения, произошедшие со знакомыми фигурками. Симметрично организованный рисунок радует, восторгает маленьких «волшебников».   








 Желание повторить рукотворное чудо активизирует детей   к созданию новых узорных форм, способствует закреплению навыков работы в технике бумажной пластики. 
    К сожалению, у меня не было помощника, чтобы заснять весь процесс, поэтому вы можете увидеть только конечный результат.
    
Рекомендации для педагогов и родителей:
1. Перед занятием не говорите детям о том, что они будут делать,  иначе не получится сюрприза. Просто общаетесь с детьми, рассказываете сказку, и по ходу сказки выполняете вместе с детьми все описанные действия. 
2. Бумагу лучше брать тонкую. Я делала круги из "Снегурочки", и после складывания круга в несколько раз  получается довольно плотный треугольник,  детям очень сложно вырезать из него. 

 Как правило, дети до этого не делали снежинки, и не видели, как их делают,  поэтому, когда они разворачивают вырезанный  с разных сторон треугольничек, и видят снежинку, то испытывают настоящий восторг, который выражается и в мимике,  и в восторженных возгласах.
Попробуйте, сами увидите! 

20 комментариев:

  1. Оригинальное занятие. Утащу в копилочку.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, необыкновенное занятие! Покажу педагогам, а лучше сама стану такой волшебницей. Ой, а может к теме "удивление" мне это занятие приурочить - в пятницу первый урок в Школе волшебников по удивлению будет....Лена, спасибо огромное!!!!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, занятие и правда необыкновенное :) К теме "удивление" ничего лучше и не придумать. Я первый раз когда проводила, даже и не думала, и не ожидала, что у детей будет такая реакция - это просто эмоциональный всплеск! И удивление, и радость одновременно! Ну, в общем, это надо увидеть, словами не передать! :)

      Удалить
  3. Интересная совместная деятельность детей и педагога.Зимой часто происходят чудеса.И на этом занятии также произошло волшебство- перевоплощение кружочка бумаги в резную снежинку путём экспериментирования.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, добрый вечер! На этом занятии очень гармонично объединяются несколько направлений - продуктивная деятельность, экспериментальная и эмоциональная. Меня почему-то больше привлекает последняя... :)

      Удалить
  4. Елена, спасибо огромное за чудо-занятие! Я скопировала и даже уже предложила воспитателю старшей группы этот материал. Передаю от неё тоже слова благодарности. ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, здравствуйте! Я уверена, что коллеге понравится результат! :) Мне всегда так интересно наблюдать за реакцией детей, что сама, глядя на них, радуюсь, как ребёнок! :))

      Удалить
  5. Елена, спасибо! Очень понравилось это волшебное занятие. Унесла с собой :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, обязательно проведите такое занятие с ребятишками, получите море позитива! :))

      Удалить
  6. Здорово, надо попробовать, дочка очень любит вырезать, а тут еще со сказкой=)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александра, спасибо, что навестили, очень приятно! :) Попробуйте, кроме красивых снежинок получите массу положительных эмоций! :) Машеньке понравится!

      Удалить
  7. Какая замечательная сказка! Интересно, что нафантазируют мои дети? Обязательно использую, спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, сказка просто чудесная! Спасибо коллегам из Москвы, что придумали такое интересное занятие! Нелли, расскажите потом, как прошло занятие, хочется узнать, какой была реакция детей :)

      Удалить
  8. Интересная сказка, замечательное волшебство! спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо, очень здорово, что Вам понравилось занятие! :)
      Попробуйте со своими детками! Они будут очень-очень рады, правда:)

      Удалить
  9. Ответы
    1. Татьяна, здравствуйте, спасибо за комментарий, а занятие, и в самом деле, достойно восхищения! :))

      Удалить
  10. Всегда стараюсь детей удивить, чтоб все проходило в игре. Вы меня тоже удивили своим подходом, взяла себе в копилку, спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена, за отзыв! Идея не моя, но очень прижилась в моей практике. Работает всегда - дети безумно удивлены и счастливы, я радуюсь их реакции! Все довольны результатом!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария"
Выберите в выпадающем списке Имя/URL.
Вы сможете вписать свои имя или ник. Поле для указания URL можно оставить пустым.
- Нажмите "Продолжить" и оставьте свой отзыв!
- Теперь нажмите "Отправить". Спасибо, что заглянули! Всегда рада вашим комментариям!
Не забывайте поблагодарить автора за материал, который вы скачали!