Игра "Жильцы волшебного домика"

Цель: совершенствовать у детей умение интерпритировать эмоциональные состояния по схематическим изображениям.
Материал: изображение домика с эмоциональными состояниями, представленными в виде пиктограмм и детей, с выраженными эмоциональными состояниями.
Ход игры:
Детям рассматривают изображения домиков с окошечками, в которых изображены пиктограммы или дети, выражающие различные эмоциональные состояния. Детям необходимо назвать эти эмоциональные состояния и сказать, с кем из жильцов они хотели бы дружить и почему; кого бы они утешили; кого бы успокоили; кого бы развеселили и т. д.

Игра "Гномы и снеговики"
Цель: учить детей различать эмоциональные состояния радости, страха, грусти, злости.
Материал: плакаты с изображениями снеговиков и гномов, с выраженными эмоциональными состояниями.
Ход игры:
Дети рассматривают плакаты и им задаются вопросы:
- С кем из гномиков (снеговиков) вам хотелось бы поиграть? Почему?
- Кто испугался прививки? Почему вы так думаете?
- Кто из гномов (снеговиков) разбил свою любимую чашку? и т. д.
Игра "Облака"
Цель: развитие воображения, выразительности движений, умения определять эмоциональные состояния.
Оборудование: "облака", изображающие разные эмоции - по одному на каждого ребенка.
Ход игры:
Вариант 1
Воспитатель читает стихотворение, а дети поднимают нужное "облачко".
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я в след рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями – дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой лохматый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
(Н. Екимова)
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я в след рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями – дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой лохматый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
(Н. Екимова)
Вариант 2
Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака мимикой и пантомимикой в соответствии с текстом.
Игра "Прочитай письмо"
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Описание игры. Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они "прочитали" в своем письме.
Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить им самим сочинить и написать письма и затем, обменявшись ими, расшифровать послания товарищей.
Описание игры. Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они "прочитали" в своем письме.
Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить им самим сочинить и написать письма и затем, обменявшись ими, расшифровать послания товарищей.
![]() |
Примеры карточек-писем |
Вариант расшифровки:(верхняя карточка справа) "Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу".
Игра "Кубик"
Цель: развитие выразительности движений, внимания, произвольности.
Описание игры.
1-й вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.
2-й вариант. Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на его грани. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.
Описание игры.
1-й вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.
2-й вариант. Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на его грани. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.

Иры изготовлены по материалам пособия: Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.
Елена, огромное Вам спасибо за этот материал!!!! Это МОЯ тема! Ваши наработки что-то новое для меня - обязательно распечатаю и буду использовать!!!
ОтветитьУдалитьЕще спасибо за ссылку на книгу -она есть в педагогической библиотеке на сайте http://www.pedlib.ru/ (если вдруг кому-то пригодится) - уже просмотрела там много интересного. Спасибо!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Алена! Есть еще материал по данной теме, буду фотографировать и постепенно выкладывать в блоге. Это была моя тема по самообразованию, интернет в то время ещё не дошел до нас, поэтому приходилось искать книги, пособия, самой рисовать, клеить и оформлять. У напарницы был сканер, она копировала мне картинки из книг в черно-белом варианте, а я уже раскрашивала.
УдалитьТакие работы особо ценные - они несут в себе энергетику автора, а дети это чувствуют!
ОтветитьУдалитьРаньше об этом не задумывалась, а сейчас после Ваших слов, стала анализировать и поняла, что дети, действительно играют чаще теми пособиями и играми, которые сделаны руками педагога или родителей. Буквально "заигрывают" до дыр!
УдалитьМатериал очень интересный! Как можно его скачать?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, напишите в форму обратной связи, пожалуйста! Что-то произошло с настройками блога.
Удалить