-->

суббота, 22 марта 2014 г.

Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники

     Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей за­учивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, Полянской Т.Б. разработано специальное пособие, где показан прием мнемо­техники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
      В мнемотаблице схематически возможно изображение ге­роев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изо­бразить все то, что   считаете нужным, и так, чтобы нарисо­ванное было понятно детям.
   Например, учим с детьми стихотворение про весну А. Н. Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
    Можно изобразить травку, солнышко, ласточ­ку, домик.
   Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запо­мнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания.
     Попробуйте сами, и вы увидите результат!
(Из книги  Т. Б. Полянская, "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста", СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.)
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала: ква-ква-ква.
Весна
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
(Г. Ладонщиков)

Я сосульку не сосу,
Я ее домой несу.
Стало ей от солнца жарко –
Мне ее ужасно жалко.
Пусть все лето, целый год
В холодильнике живет!
А. Горбунова

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка
 Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик - папочка,
А вот этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!

Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто)

Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
  (Н. Саконская)



Пособие можно скачать ЗДЕСЬ

8 комментариев:

  1. Елена, я сейчас с малышами активно применяю именно этот метод. Даже сравнила. Сначала мы на одном из занятий выучили стихотворение про котёнка, повторяли потом на последующих 3-4 встречах - только на 4-ой встрече (от начала заучивания дети повторили почти самостоятельно стихотворение). А вот стихотворение с применением мнемотехники было самостоятельно прочтено уже на второй встрече. Хорошо влияет подобная техника на развитие ассоциативного мышления. А, уж, как у психологов ценен и неразрывен тандем "речь - мышление". :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, здравствуйте, очень-очень рада видеть Вас! Спасибо за интересный комментарий! Я тоже давно использую мнемотехнику,(мне, например, самой очень нравится этот метод) и не только для разучивания стихов, но и для пересказа текстов, составления рассказов и сказок, где-то нахожу готовые схемы, что-то сама, как могу изображаю... Самое главное, что дети очень легко "читают" такие мнемотаблицы и результат, конечно, радует!

      Удалить
  2. Добавлю отдельно: какая красивая шапочка у блога! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комплимент! Вот время иногда бывает свободное, сижу - экспериментирую...

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена, методика всеми любима и применяема. Дети даже с ОВЗ принимают ее без особого труда (конечно же не очень трудные и объемные стихи и рассказы). Спасибо за ссылку на книгу. Шапка блога мне тоже очень понравилась!

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья, добрый день! Спасибо большое, что находите время заглянуть в гости, написать комментарий! К сожалению, наши педагоги как-то неохотно используют мнемотехнику, даже не знаю почему. Я и открытые занятия показывала, и так всё время агитирую и рекламирую данную методику, но что-то никак не могу увлечь...
    Спасибо за добрые слова по поводу шапочки! :)) очень приятно!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Елена! Очень рада, что когда- то познакомилась с вашим блогом! Кладезь идей! Спасибо вам ! Мнемотехникой пользуюсь на занятиях для обучения составления рассказов. Эта техника большое подспорье для нас педагогов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо огромное за добрые слова! После такого отзыва и настроение сразу поднялось! Буду только рада, если материалы блога пригодятся Вам в работе!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария"
Выберите в выпадающем списке Имя/URL.
Вы сможете вписать свои имя или ник. Поле для указания URL можно оставить пустым.
- Нажмите "Продолжить" и оставьте свой отзыв!
- Теперь нажмите "Отправить". Спасибо, что заглянули! Всегда рада вашим комментариям!
Не забывайте поблагодарить автора за материал, который вы скачали!