Дети любят стихи, любят их слушать и
рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание
стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и
отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов
и потешек, Полянской Т.Б. разработано специальное пособие, где показан прием мнемотехники, ориентированный
на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
В мнемотаблице схематически возможно
изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изобразить
все то, что считаете нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Например, учим с детьми стихотворение про
весну А. Н. Плещеева:
Травка
зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Можно изобразить травку,
солнышко, ласточку, домик.
Все очень просто и понятно детям. Далее идет
заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую
последовательность символов (образов), помогает освоить элементы
рассказывания.
Попробуйте
сами, и вы увидите результат!
(Из книги Т.
Б. Полянская, "Использование
метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста", СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.)
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала: ква-ква-ква.
Весна
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
(Г. Ладонщиков)
Я сосульку не сосу,
Я ее домой несу.
Стало ей от солнца жарко –
Мне ее ужасно жалко.
Пусть все лето, целый год
В холодильнике живет!
А. Горбунова
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик - папочка,
А вот этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто)
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
(Н. Саконская)
Пособие можно скачать ЗДЕСЬ
Елена, я сейчас с малышами активно применяю именно этот метод. Даже сравнила. Сначала мы на одном из занятий выучили стихотворение про котёнка, повторяли потом на последующих 3-4 встречах - только на 4-ой встрече (от начала заучивания дети повторили почти самостоятельно стихотворение). А вот стихотворение с применением мнемотехники было самостоятельно прочтено уже на второй встрече. Хорошо влияет подобная техника на развитие ассоциативного мышления. А, уж, как у психологов ценен и неразрывен тандем "речь - мышление". :)
ОтветитьУдалитьЕкатерина, здравствуйте, очень-очень рада видеть Вас! Спасибо за интересный комментарий! Я тоже давно использую мнемотехнику,(мне, например, самой очень нравится этот метод) и не только для разучивания стихов, но и для пересказа текстов, составления рассказов и сказок, где-то нахожу готовые схемы, что-то сама, как могу изображаю... Самое главное, что дети очень легко "читают" такие мнемотаблицы и результат, конечно, радует!
УдалитьДобавлю отдельно: какая красивая шапочка у блога! :)
ОтветитьУдалитьСпасибо за комплимент! Вот время иногда бывает свободное, сижу - экспериментирую...
УдалитьЗдравствуйте, Елена, методика всеми любима и применяема. Дети даже с ОВЗ принимают ее без особого труда (конечно же не очень трудные и объемные стихи и рассказы). Спасибо за ссылку на книгу. Шапка блога мне тоже очень понравилась!
ОтветитьУдалитьНаталья, добрый день! Спасибо большое, что находите время заглянуть в гости, написать комментарий! К сожалению, наши педагоги как-то неохотно используют мнемотехнику, даже не знаю почему. Я и открытые занятия показывала, и так всё время агитирую и рекламирую данную методику, но что-то никак не могу увлечь...
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрые слова по поводу шапочки! :)) очень приятно!
Здравствуйте, Елена! Очень рада, что когда- то познакомилась с вашим блогом! Кладезь идей! Спасибо вам ! Мнемотехникой пользуюсь на занятиях для обучения составления рассказов. Эта техника большое подспорье для нас педагогов!
ОтветитьУдалитьТатьяна, спасибо огромное за добрые слова! После такого отзыва и настроение сразу поднялось! Буду только рада, если материалы блога пригодятся Вам в работе!
Удалить