Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога "Дружная семейка"!
Дети 2–7 лет конструируют художественные композиции на разноцветных фонах (стационарных стендах, обтянутых светлоокрашенной хлопчатобумажной тканью белого, желтого, оранжевого, розового, зеленого, голубого, черного, фиолетового оттенков) из плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция) и их сегментов (половинок, четвертинок) пяти градаций величины — 2х2 см, 4х4 см, 6х6 см, 8х8 см, 10х10 см; девяти цветов и их оттенков (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, белого, черного, коричневого, фиолетового), вырезанных из гладкокрашеной хлопчатобумажной ткани, по 20–50 штук каждой формы, цвета, величины.
В старших возрастных группах, помимо хлопчатобумажных деталей основных цветов, используются и другие — в зависимости от характера создаваемого образа.
Данный конструктор позволяет конструировать разные по содержанию предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные художественные композиции. Наличие нескольких стендов позволяет конструировать, во-первых, сразу всем детям подгруппы и, во-вторых, конструировать, например, диафильм (развитие события с использованием пространственно-временной модели).
Конструирование изображения создается путем простого наложения деталей конструктора на фоновую поверхность (без какого-либо крепления) и соединения их между собой путем определенной организации пространства — моделирования плоскостного или полуобъемного изображения объекта, передающего его основные части и детали.
Мягкая структура хлопчатобумажной ткани, которая имеет незаметную для глаз ворсистость, позволяет ребенку быстро выкладывать детали конструктора на фоновую поверхность (тоже хлопчатобумажную ткань) и удерживать их (в один или 2–3 слоя) без дополнительного крепления, а также быстро снимать или перемещать по всей фоновой поверхности.
Стационарные стенды могут быть заменены легкими фанерными
или другого материала «листами» (3–5 шт. примерно 120х80 см), обтянутыми с двух сторон тканью разного цвета (наволочкой), которая может меняться в зависимости от нужного цвета. Подобные переносные фоны (рабочие поверхности) можно располагать по-разному (на детских столах или полу).
Использован материал с диска: Приложение к брошюре № 2 (лекции 5–8) по курсу Г.В. Урадовских «Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника».
Сегодня я хочу рассказать об авторском конструкторе Урадовских Галины Васильевны (кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ дошкольного образования им. А. В. Запорожца).
Данный конструктор используется педагогами детских садов уже несколько лет. Я же познакомилась с новым для меня видом конструирования в 2012 году, когда проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации в Педагогическом университете "Первое сентября".
Название курса "Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника".
А это учебные материалы курса, к сожалению вторую брошюрку не смогла найти.
Описание авторского конструктора
Конструктор состоит из стационарных стендов (фоновых рабочих поверхностей, которые прикреплены к стене под небольшим углом) и плоских геометрических фигур разной формы, цвета, величины, хранящихся в открытом доступе стопочками, как блины, на полках под стендами.
Все детали конструктора систематизированы по цвету, внутри цвета по формам и величине.
Все детали конструктора систематизированы по цвету, внутри цвета по формам и величине.
Дети 2–7 лет конструируют художественные композиции на разноцветных фонах (стационарных стендах, обтянутых светлоокрашенной хлопчатобумажной тканью белого, желтого, оранжевого, розового, зеленого, голубого, черного, фиолетового оттенков) из плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция) и их сегментов (половинок, четвертинок) пяти градаций величины — 2х2 см, 4х4 см, 6х6 см, 8х8 см, 10х10 см; девяти цветов и их оттенков (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, белого, черного, коричневого, фиолетового), вырезанных из гладкокрашеной хлопчатобумажной ткани, по 20–50 штук каждой формы, цвета, величины.
В старших возрастных группах, помимо хлопчатобумажных деталей основных цветов, используются и другие — в зависимости от характера создаваемого образа.
Данный конструктор позволяет конструировать разные по содержанию предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные художественные композиции. Наличие нескольких стендов позволяет конструировать, во-первых, сразу всем детям подгруппы и, во-вторых, конструировать, например, диафильм (развитие события с использованием пространственно-временной модели).
Конструирование изображения создается путем простого наложения деталей конструктора на фоновую поверхность (без какого-либо крепления) и соединения их между собой путем определенной организации пространства — моделирования плоскостного или полуобъемного изображения объекта, передающего его основные части и детали.
Мягкая структура хлопчатобумажной ткани, которая имеет незаметную для глаз ворсистость, позволяет ребенку быстро выкладывать детали конструктора на фоновую поверхность (тоже хлопчатобумажную ткань) и удерживать их (в один или 2–3 слоя) без дополнительного крепления, а также быстро снимать или перемещать по всей фоновой поверхности.
Стационарные стенды могут быть заменены легкими фанерными
или другого материала «листами» (3–5 шт. примерно 120х80 см), обтянутыми с двух сторон тканью разного цвета (наволочкой), которая может меняться в зависимости от нужного цвета. Подобные переносные фоны (рабочие поверхности) можно располагать по-разному (на детских столах или полу).
Использован материал с диска: Приложение к брошюре № 2 (лекции 5–8) по курсу Г.В. Урадовских «Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника».
Ну а это уже наше творчество. К сожалению, в продаже не оказалось ситца некоторых рекомендуемых оттенков, поэтому делали из того, что было.
Это детали конструктора, вырезанные из ситца.
На самом деле здесь голубой фон (морская композиция и город), но почему-то получился на фото зеленоватый...
"Весенний лужок"
"В цирке"
"На улицах нашего города"
"Цветочная поляна"
На самом деле конструктор очень многофункциональный, так как он способствует развитию:
- мелкой моторики;
- сенсорных эталонов;
- мышления и речи;
- воображения и творчества;
- навыков взаимодействия с другими детьми и взрослыми, и ещё... и ещё очень много полезностей для детей.
Спасибо за внимание! Надеюсь, что не утомила таким объемным сообщением и данная информация будет полезной для вас!
Дорогая наша, Е.А.! Спасибо Вам за такой обзор! Что мне интересно: почему именно ткань использовать - для особых тактильных ощущений? Ведь в принципе можно и картон взять. Есть какая-то принципиальная разница? Вам не говорили на курсах? Очень интересно...
ОтветитьУдалитьАлена, здравствуйте! Всё-то Вы шутите :))
УдалитьЯ так думаю, что данный конструктор сделан, скорее всего, по типу фланелеграфа, то есть ткань стенда и детали конструктора слегка ворсистые и это создает своеобразное сцепление, и не дает деталям конструктора упасть со стенда, их можно перемещать с места на место, создавая какие-то композиции, что-то убирать, что-то добавлять. А картонные детали просто не смогут удержаться на вертикальных стендах (если их, конечно, не приклеить). Если на горизонтальной поверхности, то можно и картонные детали использовать, бывают же такие геометрические конструкторы из картона.
Ну вот, как-то так:)
Здравствуйте, Елена!
ОтветитьУдалитьА меня заинтересовал вопрос о долговечности конструктора... Нет, не спорю, идея замечательнейшая, многие педагоги всегда создавали что-то подобное своими руками. Каким образом обработаны тканевые фигурки, ведь ситец очень сипуч...
Да, Жанна, Вы верно подметили - это существенный недостаток - сыпучесть материала... Из-за этого данный конструктор используется не так часто, как хотелось бы :( Округлые формы почти не осыпаются, а вот фигурки с углами - просто беда... Да и обработать их проблематично, так как их очень много, да ещё и размер довольно мелкий. Видела в интернете, что некоторые воспитатели делают детали из салфеток для уборки, говорят, что не сыпятся и лучше крепятся к фону. Надо будет попробовать.
УдалитьНо самый главный недостаток не в сыпучести, а в помещении, то есть его отсутствии. В маленькой группе просто негде разместить довольно-таки большое количество деталей, на первых четырех фото хорошо видна масштабность. Я на занятие выкладываю стенд на 2 стола, сдвинутых вместе. А на других столах раскладываю фигурки.
А вот если в саду есть отдельный кабинет, типа изостудии, то вообще красота – расставил стенды вдоль стены, разложил все детальки, и фантазируй!
А детям очень нравится! Интересно и необычно!
P.S. У нас в этом году освободили кабинет, как раз для занятий по изо, попробую хотя бы 2 стенда разместить.
Да, было бы очень здорово!
ОтветитьУдалитьБыло бы просто великолепно все эти детали вырезать из фетра, но опять же упирается в цену материала. Но потихонечку можно заменять, по чуть-чуть... И как альтернатива, да, использовать универсальные салфетки, но минус в том, что цветовая палитра их очень бедна - 4-5 цветов. Можно и драп, шерсть, а может быть, у кого-то кремплен и трикотин сохранились (синтетические ткани) подобрать.
Ведь конструктор этот великолепен!
Желаю чтобы Вам обязательно выделили место в ИЗО-студии.
Жанна, спасибо огромное за советы по использованию ткани, я с тканями не дружу практически, а Вы постоянно с ними работаете, и хорошо знаете их свойства и качества.
УдалитьА про фетр я сразу подумала, Вообще идеальный вариант, и в отношении цветовой гаммы, и из-за ворсистой структуры. Но вот цена...
Остается надежда на родителей, если окажут материальную помощь в приобретении фетра, то мечта может и осуществиться... Время покажет...
Елена, замечательное пособие! Такое яркое и мне нравится развитие тактильной чувствительности. Я вообще люблю все что можно потрогать,почувствовать! Спасибо за обзор!
ОтветитьУдалитьТатьяна, спасибо за отзыв! :) Работать с данным конструктором очень интересно, и не только детям. Можно и для педагогов организовать что-то вроде занятия. Очень здорово увлекает! Хочется сделать что-то интересное и непременно красивое! (Это из личного опыта) :)
УдалитьУже хочу такой, но в миниисполнении. Мой кабинет - 4 кв.м., а большее не свтетит. Спасибо всем!
ОтветитьУдалитьАлена, можно и уменьшить в 2 раза, мне рабочие уже сделали заготовки для 4 стендов, очень маленькие - примерно 40см на 70см, ну это для группы, теперь чехольчики-фоны на них надо сшить, завтра хочу за ситцем съездить, может какие новые цвета поступили в продажу.
УдалитьАлена, сделайте на пробу небольшой, ну я думаю Вам потом и побольше захочется :) Удачи!
О! как я люблю конструкторы и театры! Делала я и подобный тканевый. Конечно, фетр очень удобен, но и дорогой безусловно. Хотя, закупка в Китае (очень приличный у них фетр) обойдется намного дешевле местного. Например, фетр Гамма намного хуже китайского, а по цене дороже. Пробовала и салфетки для уборки - дешево и сердито))). Цветов мало, но их плюс в том, что они все светлые. И их можно покрасить обычной краской для ткани. Честно скажу, не пробовала, но, думаю, что вполне реально. Кстати, для такого тканевого фона я использовала и картонные фигурки. Все просто: липучки от подгузников приклеивались на оборотную сторону фигуры))). Конечно, в саду подгузников не найдешь, да и дорого это, но если родители с малышами подсобирают, то можно использовать идею. Также можно использовать для картонных фигурок и контактную ленту (липучку). Удачи вам!
ОтветитьУдалитьАнна, здравствуйте! :) Спасибо Вам огромное за просещение по поводу фетра, честно говоря, я никогда ничего из фетра не делала, к сожалению :( А так хочется попробовать! Оказывается столько тонкостей при выборе фетра...
УдалитьСпасибо за советы - вот ведь правда говорят "Век живи, век учись". Хорошо когда есть знающие люди, которые подскажут, посоветуют, как сделать лучше :)
Картонные фигурки с липучками я тоже использую, и картинки демонстрационные у нас в группе почти все на липучках. Только я беру простую ленту-липучку, нарезаю на маленькие кусочки, и "Моментом" приклеиваю, работает прекрасно!
Ещё раз благодарю за подсказки и советы! Очень приятно познакомиться:)
Елена, мне тоже очень приятно познакомиться. Фетр обязательно попробуйте, восхитительный материал!
ОтветитьУдалитьКонечно, надо попробовать! :) Тем более, вокруг столько примеров для подражания. Столько замечательных игр, игрушек и пособий можно сделать! Главное - приобрести "правильный" фетр и начать :)
УдалитьУВАЖАЕМАЯ ЕЛЕНА СТАРОВОЙТОВА ! ЗДРАВСТВУЙТЕ! Вышла случайно на ваш сайт и очень удивилась. ПОЛАГАЮ, ЧТО НА МНОГИЕ ВОПРОСЫ ВАШИХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ Я СМОГЛА БЫ ОТВЕТИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЕЕ. ПРЕДЛАГАЮ ВКЛЮЧИТЬ МЕНЯ В СВОЙ КРУГ ОБЩЕНИЯ. У МЕНЯ МНОГО ЗАДУМОК, ХВАТИТ ВСЕМ!!!.
ОтветитьУдалитьC УВАЖЕНИЕМ, УРАДОВСКИХ ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА. Москва. Пишите на почту
uradovskikhg@ mail.ru
Здравствуйте, Елена Анатольевна! попала к вам случайно, очень удивлена вашей работоспособности. Вы успеваете, не только работать ,но и отвечать всем.. Хороший специалист, тот ,который умеет планировать свое время.. я начинающий воспитатель,хватаюсь за голову, за что браться...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Таня! Очень рада вашему визиту и, конечно, отзыву, большое спасибо за похвалу, очень приятно! К сожалению, не всегда всё удается и получается, времени иногда совсем не хватает. Работа на группе, плюс полставки старшего воспитателя, ведение сайта детского сада, справки, отчеты и т.д. Меня очень напрягает "бумажная" работа... Стараюсь просто каждый день четко распланировать по пунктам и в порядке очередности решать все вопросы. Вам, Таня, еще раз спасибо за добрые слова.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Анатольевна! У Вас очень интересная страничка. Я тоже работаю с мягким конструктором Г.В. Урадовских. Нашла электронный адрес Галины Васильевны в комментариях. Мне очень важно мнение профессионала. Хотела написать, так как есть некоторые вопросы, но тот адрес уже не существует, может знаете новый? Была бы очень благодарна Вам за ответ.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена! Спасибо за отзыв! К сожалению, не смогу Вам помочь. Адреса, кроме того, что указан в комментарии, я не знаю. На данный момент из-за нехватки времени и материала работу с конструктором пришлось отложить. Необходимо обновить детали, добавить отсутствующие цвета...
УдалитьЕлена Анатольевна, спасибо за ответ.Если Вам интересно, как я работаю с конструктором посмотрите мой видеоролик.На данный момент я участвую в конкурсе Л.С. Выготского, целью которого является поддержка, популяризация ярких, творческих специалистов дошкольного образования, способных разрабатывать, применять и распространять современные педагогические практики. Мне будет очень интересен и важен Ваш комментарий, который можно будет оставить, просмотрев видеоролик. С 1 по 18 февраля я так же участвую в онлайн-голосовании на лучший видеоролик по заявленной теме проекта.
ОтветитьУдалитьВот ссылка на него:
https://www.youtube.com/watch?v=O_pzyEJPORM&t=16s
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Елена, добрый вечер! Спасибо за приглашение на просмотр ролика. Посмотрела, очень понравилась Ваша конкурсная работа! Оставила комментарий и поделилась ссылками в соцсетях, чтобы как можно больше педагогов познакомились с данным видом конструирования. Вам удачи в конкурсе!
Удалить