-->

четверг, 25 апреля 2013 г.

Дидактические игры по теме "Времена года"

   Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назовёте (расскажете)...» 
Все игры годятся для любого времени года, поэтому в них приводятся примеры не только об осени, но и о зиме, весне и лете.
    Образец — первая игра, далее для краткости изложения эти слова опускаются.
1.«Мы помним месяцы» (игра проводится, когда дети уже знакомы
 с этой лексикой).
- Я назову время года, а вы — месяцы: осень — сентябрь, октябрь, ноябрь; лето — июнь, июль, август и т. д.
- Я назову месяц, а вы — время года: январь — зима, март — весна...
- Какое время года вам больше нравится? Почему?
2.«Мы знаем погоду».
а)Жарко — летом, холодно — зимой, становится теплее— весной, холоднее — осенью, тёплый дождик — летом, холодный дождь — осенью, грозы (гром и молния) — летом или в конце весны и др.
б)Летом — жарко, ярко светит солнце...
в)Какую погоду вы любите? Почему?
3. «Какое небо, солнце?»
а) Небо ласковое, голубое, лазурное, ясное — летом; хмурое, тёмное, затяну то тучами — осенью; неподвижное, серое, словно стальное — зимой; небо проясняется, солнце пригревает всё больше — весной; солнце ярко светит и хорошо греет — летом; постепенно тускнеет, часто затягивается тучами —осенью; светит, но не греет — зимой.
б) Я назову время года, а вы расскажете о солнце, небе в это время.
в) Какое небо, солнце вам больше нравятся? Почему?
4.«Дни и ночи, что длиннее — что короче?»
а) Дни становятся короче— осенью, длиннее— весной, самые короткие ночи — летом и т. д.

б) Зимой — дни короткие, а ночи длинные.
в) Какие вам нравятся дни? Почему? Когда вы дольше спите — летом или зимой?
—Мы ориентируемся по часам.
5.«Поговорим о природе».
а) Листья желтеют, краснеют — начало осени; земля покрыта ковром из листьев — середина осени; деревья почти все голые — конец осени.
На лугу много цветов; реки покрылись льдом; на деревьях распускаются почки; из земли пробивается травка; бегут ручьи... кругом зелёная трава, на полянках много цветов...
в) Какое время года вам больше нравится? Почему?
6.«Чем занимаются?»
а) Осенью — собирают урожай, заготавливают корм для домашних животных и др.
б)Сажают на огородах овощи — в конце весны, работают комбайны —летом; дети катаются на санках — зимой; загорают на пляже — летом и др.
в)Чем занимаются ваши родители дома? Как вы им помогаете? Что делают братья, сестры, дедушки и бабушки? Что вам нравится делать больше всего? Почему?
7.«Какие повадки у домашних животных в разное время года?»
а) Коровы пасутся на лужайке — летом; животные питаются сеном —зимой; травой, сеном — поздней осенью.
б) Зимой животных не выгоняют на пастбище, они всегда в хлеву.
в) Любите ли вы животных? Почему их нельзя обижать? У кого есть дома кошка или собака? Есть ли другие животные? Как вы ухаживаете за ними?
8.«Повадки диких животных».
а) Белка запасает орешки — осенью; медведь убегает от пчёл — летом. (Почему убегает?) Заяц-беляк бежит от лисы — зимой; заяц-русак сидит под кустиком и дрожит — летом, осенью. (Почему заяц меняет цвет?) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью человека — зимой. (Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить, подкармливая их сеном.) Хищные звери догоняют ослабленных и больных животных, питаясь их мясом, — в любое время года.
б) Медведь зимой спит в берлоге, летом — собирает ягоды, ищет мёд.(Можно задать вопросы о лисе, зайце, еже, белке.)
в) Каких диких животных вы видели? Какую они приносят пользу?
9.«Что мы знаем о птицах?»
а) Птицы улетают в тёплые края — осенью; подлетают ближе к жилью, ищут помощи у людей (когда им холодно и голодно) — зимой...
б) Весной перелётные птицы возвращаются из тёплых краёв...
в) Кто-нибудь оказывал помощь какой-нибудь птичке? (Случай из жизни.) Живёт ли у кого-нибудь дома птичка в клетке? Расскажите о ней.
10. «Как одеваемся?»
а) Тёплая шапка, шуба — зимой; платье с короткими рукавами — летом.Лёгкая куртка — весной, осенью; тёплые ботинки, сапоги — зимой.
б) Что надеваете на себя летом? Как одеваете куклу, братика?
в) Какая одежда вам больше нравится? Почему? Что легче надевать?
11. «Какой бывает снег?»
а) Солнце светит, потеплело — снег влажный, мягкий, искристый,
липкий, блестящий; мороз — рассыпчатый снег, твёрдый, хрустящий, покрывается твёрдой коркой (наст).
б) Влажный снег — когда светит солнце... Из него можно лепить снеговика, снежную бабу.
в) Во что вы любите играть со снегом? Почему?
12. «Когда это бывает?» Солнце, сосульки, лужи — весной; листопад, засохшая трава — осенью: яркое солнце, горячий песок — летом.
13. «Назови три главных слова»: о зиме: снег, мороз, санки; о лете: пляж, река, лодка и т. д.
14. «Что бывает?» Зимой — вьюги, метели, сугробы; летом — жара, дожди, грозы; весной...; осенью...
Использован материал: Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей

6 комментариев:

  1. Очень познавательная информация, кратко и по существу. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо за комментарий,очень рада, что заходите в гости!
      Пособие Лозбяковой М.И. мне нравится тем, что содержит доступную информацию, действительно, как вы и сказали, "кратко и по существу". Игры и упражнения используем практически ежедневно. И для домашних заданий используем материалы из данной книги. Очень удобно расписаны все темы.

      Удалить
  2. Уважаемая Елена! Спасибо за оценку моего блога. Побывала у Вас в гостях - понравилось. Вы - молодец!

    ОтветитьУдалить
  3. Валентина, очень рада знакомству! Спасибо Вам за добрые слова! Очень здорово, что откликнулись! Успехов Вам и процветания Вашему блогу!

    ОтветитьУдалить
  4. в последнее время очень часто нахожу много интересного для работы. И оформление мне очень нравится. Огромное вам спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо! Всегда очень приятно читать такие теплые отзывы! :)
      Сейчас, когда начался учебный год, к сожалению, не всегда удается уделять время на ведение блога :(

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария"
Выберите в выпадающем списке Имя/URL.
Вы сможете вписать свои имя или ник. Поле для указания URL можно оставить пустым.
- Нажмите "Продолжить" и оставьте свой отзыв!
- Теперь нажмите "Отправить". Спасибо, что заглянули! Всегда рада вашим комментариям!
Не забывайте поблагодарить автора за материал, который вы скачали!