Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.
Программное содержание:
· учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
· продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
· закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
· закреплять употребление существительных в родительном падеже;
· активизировать словарь по теме «Насекомые»;
· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
· воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема (взята из Интернета, автор – MaksFro95), картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых (Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай», издательство «Страна фантазий», автор – Светлана Вохринцева).
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин с изображением насекомых.
Ход занятия
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.
Игра «Четвёртый лишний»Программное содержание:
· учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
· продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
· закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
· закреплять употребление существительных в родительном падеже;
· активизировать словарь по теме «Насекомые»;
· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
· воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема (взята из Интернета, автор – MaksFro95), картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых (Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай», издательство «Страна фантазий», автор – Светлана Вохринцева).
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин с изображением насекомых.
Ход занятия
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает шарик или мячик.
После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает).
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:
Проводится пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелек -
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(загибаем пальцы, начиная с большого).
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол).
А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).
1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека).
Физминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)
Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).
А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.
- Какие насекомые уселись на ромашку?
- Давайте расскажем, кто где находится?
И поиграем в игру «Закончи предложение».
· Муравей сидит около…(цветка)
· Божья коровка ползёт по… (листу)
· Шмель спрятался под…(листом)
· Гусеница сидит на… (цветке)
· Бабочка порхает над…(цветком)
· Жук сидит под…(цветком)
· Стрекоза летает около…(цветка)
- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)
Итог: Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.
Список литературы:
1. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).
2. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 48 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)
ОООчень интересный и сильный конспект! Надо Вам принимать участие в конкурсах! А потом уже делиться опытом и выкладывать в блоге...Умница!
ОтветитьУдалитьТочно, конспект очень интересный, уверена, что дети с большим интересом приходят на Ваши занятия .
ОтветитьУдалитьОй, девочки... Вы меня прям захвалили всю... Большое СПАСИБО за отзывы, за оценку конспекта!
ОтветитьУдалитьВ конкурсах, конечно, хотелось бы поучаствовать.
Жанна, Алена! Может быть, вы знаете сайты, на которых проводятся конкурсы для воспитателей, поделитесь, пожалуйста ссылочками! Пыталась найти в интернете, но, почему-то, в основном, попадаются конкурсы для учителей.
Елена, попробуйте зайти сюда http://www.o-detstve.ru/competition.html
УдалитьМожет быть пригодится, но не уверена. Я тоже не особо знаю...
Спасибо за ссылку, обязательно зайду!
УдалитьЕлена, я участвовала только в интерент-конкурсе в прошлом году (1200 рублей можно на 3 человека поделить), думаю, что каждый год проводится, вот выдержка: ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСЕ
ОтветитьУдалитьпедагогического творчества
1. Общие положения
1.1 Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества проводится центром исследования качества образования в рамках программы модернизации системы образования в России. Целью конкурса является формирование открытого портфолио аттестующихся учителей и учебных заведений, обмена опытом и неординарными идеями, популяризации профессии учителя и стимулирования использования информационных технологий в образовании.
В конкурсе могут принимать участие работники образования – учителя, воспитатели, психологи, методисты, руководители, специалисты от любых образовательных учреждений (школы, лицеи, детские сады, учреждения доп.образования и т.д.)
1.2 Заявки на участие в конкурсе принимаются с 15 марта по 15 апреля посредством веб-сайта http://edupage.ru.
1.3 Каждый участник получает пакет документов, заверенных в установленном порядке и учитываемых при аттестации:
1. Персональный диплом участника конкурса
2. Свидетельство о публикации материалов
3. Справка о владении информационными технологиями
Алена, спасибо, что откликнулись на просьбу! Благодарю за информацию!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте) А еще не плохой сайт maam.ru у них все время конкурсы проводятся, очень интересный сайт,как для воспитателей, так и для учителей.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, очень хорошо знаю указанный вами сайт, зарегистрирована на нем с 2013 года. На сайте, действительно, можно найти достойный материал, много интересных идей. В интернет-конкурсах не участвую, так как они не засчитываются при аттестации в нашем регионе.
УдалитьДобрый вечер, если информация еще актуальна, то предлагаю достойный сайт с конкурсами для педагогов и воспитанников https://planetatspu.ru/ , а за конспект отдельное спасибо! Вы просто умничка!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Марина! Спасибо за добрые слова, за ссылку! Постараюсь в ближайшее время ознакомиться с информацией, размещенной на предложенном сайте.
УдалитьЗдравствуйте, Елена. Очень хороший конспект. Попробовала со своими детьми провести по нему НОД. Детям очень понравилось. спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Евгения, за ваш комментарий! Очень рада, что детям понравилось!
Удалить