-->

суббота, 8 июня 2013 г.

Организация детского пространства в квартире

   Перелистывала недавно старые подшивки газет и журналов и в одном из журналов   "Обруч" (№3, 2004 год) нашла очень интересную  статью Ларисы Борисовны Фесюковой - консультанта частного детского сада «Декарт» г. Харькова. Автор предлагает несколько вариантов организации развивающей среды для ребенка в обычной квартире.
    Идеи на самом деле очень интересные  и доступные.
«Книжки в вашем доме». Советуем очень внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Совсем маленьких детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек с преобладанием иллюстраций и короткого текста.
Когда ребенку исполнится 4 года, объясните ему, что в вашем доме собрана детская библиотека. Попробуйте вместе с ним систематизировать ее по типу взрослой: сказки, книжки одного автора, книжки по временам года, книжки зарубежных авторов, загадки, пословицы, азбуки и т. д.
Вместе с ребенком придумайте название библиотеки и постоянно ее пополняйте.
«Мешочек добрых дел». Попробуем использовать идею Ш. А. Амонашвили и организовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. Рядом поставьте коробочку с мелкими предметами: камушками, ракушками... В течение недели за каждое сделанное доброе дело помещайте в мешочек мелкий предмет, а в субботу или воскресенье подведите итоги.
«Детская лаборатория». Попробуйте создать в квартире элементарную детскую лабораторию — соберите в ящичке или на специальной полке различные предметы: магниты, отслужившие свой срок телефоны; бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы. Постепенно вводите новые предметы и показывайте ребенку способы их действия.
«Столярничаем или вышиваем». В зависимости от пола ребенка в квартире организуются швейный или столярный уголок.
«Шкаф находок». Выдающийся польский врач и педагог Януш Корчак предлагал организовать в семье «Шкаф находок». В этот шкаф ребенок (а лучше, если это будут делать все члены семьи) приносит и складывает все то необычное, что он находит в окружающем мире, природе и что может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Например, корягу, красивый листочек, фантик, камушек. В дальнейшем происходит обсуждение найденных предметов.
«Уголок ребусов, шарад, головоломок». Для развития у ребенка сообразительности, гибкости ума, быстроты реакции предлагаю организовать уголок шарад, ребусов, головоломок.
«Нужна ли дома волшебная палочка». Придумывать сюрпризы для ребенка — одна из маленьких задач взрослых. Поможет нам в этом домашняя волшебная палочка. Такая палочка (она может менять цвет, удлиняться, укорачиваться и т. д.) послужит прекрасным средством переключения внимания ребенка, подскажет, как поощрить малыша, поможет уложить его спать.
«Моя родословная, или ленточка моей жизни». В детской обязательно должны быть фотографии ребенка. Еще лучше — когда малыш постоянно видит перед собой семейные снимки или фотографии из семейного архива — так у него закладывается интерес к родословной своей семьи.
«Важность детских плечиков». Где хранить детскую одежду на каждый день? Самый лучший вариант — приобрести детские плечики. Их количество должно соответствовать количеству одежды. Привычка бережно относиться к своим вещам воспитывает аккуратность и собранность.
«Альбомы по интересам». Как узнавать, развивать, формировать детские интересы? Предлагаем пойти путем проб и ошибок. Приобретите несколько альбомчиков и предложите ребенку собирать и наклеивать в них:
- фантики от конфет,
- открытки с изображением цветов,
- картинки с изображением машин,
- иллюстрации с изображением игрушек,
- иллюстрации с изображением животных и т. д.
   
    Пусть дошкольник в дальнейшем перестанет заниматься этим делом, а его интерес проявится совершенно в другом — такие занятия обязательно оставят положительный след. Ведь «собирать по теме» — значит систематизировать, обобщать, углублять детские познания.
«Уголок потерянных вещей». Он важен для воспитания таких качеств как аккуратность и собранность. Предложите всем членам семьи приносить в этот уголок вещи, лежащие не на своем месте.

6 комментариев:

  1. Елена, какие интересные и доступные приемы я бы даже назвала взаимодействия, развития, обогащения жизненного опыта ребенка, а еще я всегда говорю о формировании базы доверительных отношений между взрослым ребенком и дошкольное детство в этом стоит на первом месте. А такие приемы как «Моя родословная, или ленточка моей жизни», «Мешочек добрых дел» вообще СУПЕР приемы и для повышения самооценки и для формирования уверенности в себе! Спасибо огромное за эту статью! Сделаю в уголок для родителей (можно?).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда я прочитала эту статью, тоже сразу подумала о том, какая полезная статья для родителей! Ведь нет ничего сложного в организации и использовании описанных приемов, а зато как интересно и детям и родителям! А для формирования доверительных отношений - это вообще находка! Алена, конечно, используйте, я думаю, что автор (Фесюкова Л.) на нас не обидится, тем более эта статья и предназначена для родителей.

      Удалить
  2. Елена очень полезные рекомендации. Для себя отметила - Шкаф находок и мешочек добрых дел. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная и полезная статья, обязательно возьму на заметку! А у Вас очень интересный и полезный блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, очень рада новому знакомству! Спасибо за отзыв о блоге! Заходите в гости!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария"
Выберите в выпадающем списке Имя/URL.
Вы сможете вписать свои имя или ник. Поле для указания URL можно оставить пустым.
- Нажмите "Продолжить" и оставьте свой отзыв!
- Теперь нажмите "Отправить". Спасибо, что заглянули! Всегда рада вашим комментариям!
Не забывайте поблагодарить автора за материал, который вы скачали!