-->

понедельник, 8 сентября 2014 г.

Основные направления практического использования чистоговорок + картотека

 Чистоговорки  — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.
   Каждая чистоговорка состоит из двух частей. Первая часть предусматривает трехкратное повторение определенного слога, проговаривая который ребенок доводит до автоматизма свой артикуляционный навык. Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2–4 слов, которая рифмуется с первой частью.
    Таким образом, последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла — мы собрались у стола».
      Все стороны речи можно развивать с помощью чистоговорок. Их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие  языкового чутья.  В процессе составления чистоговорок обогащается  словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.  
   Каковы же основные направления практического использования чистоговорок?

 1.Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.
  Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.
  Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка: «Са-са-са – идёт хитрая лиса».
Виды заданий:
 - произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);
- произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
- произносим тихо или громко;
- произносим в разном темпе (медленно или быстро);
- произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
  Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.
Виды заданий:
добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со – покатилось коле… (со).
Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.
прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.
закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.
Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.
повторяем без ошибок:
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.
поменяем звуки:
«л» на «р»: Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар.
«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
   На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
Виды заданий:
изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.
отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.
подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.
называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
называем слова «ласково»:
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.
придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.
   Это  лишь некоторые приёмы развития речи на материале чистоговорок. Используйте их, придумывайте свои собственные. Главное,   постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора!

 В сообщении использованы материалы сайтов:
http://www.gazpromschool.ru/teachers/psixolog/logoped4.html
http://www.logopedprofi.ru/chistogovorki/item/chistogovorki

    Ну и, наконец, обещанная картотека чистоговорок в картинках.      На создание данной картотеки вдохновилась,  благодаря статье учителя-логопеда Сахаровой И.И. "Чистоговорки со зрительной опорой" (журнал "Дошкольная педагогика" / июль-август, 2004 г.)
  Картинки увеличиваются по клику, их можно скачать, распечатать, заламинировать и разрезать на 4 части, у вас получится 28 карточек для занятий с детьми.
      Постепенно, по мере возможности, буду пополнять картотеку чистоговорками и на другие звуки. 









      Выражаю благодарность всем, чьи картинки и фотографии были использованы при создании данной картотеки.


12 комментариев:

  1. Очень полезный материал. Спасибо, Елена!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Спасибо Вам за отзыв, и очень рада, что стали постоянным читателем блога!

      Удалить
  2. Елена, спасибо за проделанную работу! Карточки прекрасны!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо за столь высокую оценку моего труда! Очень-очень приятно :)

      Удалить
  3. Спасибо за картотеку,какая она красочная!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, Вам спасибо, что нашли время отметить мою работу! :)

      Удалить
  4. У Вас очень интересный блог, очень много полезного. Многое беру себе на заметку, спасибо большое за труд!
    У меня для Вас награда - эстафета http://oleksenkolipchevskaya.blogspot.com/2014/09/blog-post_10.html#more , это не к чему не обязывает, но если захотите поучаствовать, буду рада!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, здравствуйте, мне очень приятно, что Вы пользуетесь материалами блога! :) Спасибо за тёплый отзыв!
      Благодарю за награду! =D7 Обязательно приму участие в наградной эстафете, только разделаюсь со всеми делами. Начало учебного года, как всегда, немного напряженный период.

      Удалить
  5. Елена, чистоговорки очень нужный материал в работе с детьми дошкольниками, и для речи полезно, и дети очень эмоционально на них откликаются! Спасибо Вам за картотеку, люблю, когда в одном месте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте! :) В работе с нашими логопедическими детками приходится часто использовать чистоговорки для автоматизации поставленных звуков, и у них (детей) быстро пропадает интерес от постоянного повторения, а вот благодаря зрительному образу интерес удается поддерживать более длительное время.
      Спасибо за визит и добрые слова!

      Удалить
  6. Большое спасибо за интересный материал.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария"
Выберите в выпадающем списке Имя/URL.
Вы сможете вписать свои имя или ник. Поле для указания URL можно оставить пустым.
- Нажмите "Продолжить" и оставьте свой отзыв!
- Теперь нажмите "Отправить". Спасибо, что заглянули! Всегда рада вашим комментариям!
Не забывайте поблагодарить автора за материал, который вы скачали!