-->

воскресенье, 12 октября 2014 г.

Чистоговорки в картинках (продолжение)

    Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога! Очень рада нашей новой встрече на страничках "Дружной семейки"!
     Сегодня в сообщении  - продолжение картотеки чистоговорок со зрительной опорой.
    Познакомиться с первым сообщением и скачать первую часть картотеки   можно ЗДЕСЬ
       А сейчас немного информации: чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.
   Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.
   Чистоговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя чистоговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и прочее. Как всякая игра, чистоговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение чистоговорок.     
   Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Как нелегко ребенку правильно проговаривать слова с теми звуками, которые он только-только научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук.
    Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок, и губы, и зубы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий со стороны своего маленького хозяина, т.е. автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником ребенку в выработке того самого автоматизма.
   Читая ребенку текст, выделяя голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук – тем самым взрослый облегчит ребенку процесс воспроизведения, ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.
     Чистоговорки можно использовать и для развития у ребенка чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите чистоговорку,  забыв её закончить. А ребенок пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в дороге или в долгой очереди. Чистоговорки необязательно произносить быстро, важно сказать отчётливо и без запинок. Отработка чистого, ясного, чёткого произношения сопровождается повторением фраз. Взрослый читает чистоговорку, а ребенок отраженно повторяет строки.
В сообщении использован материал из статьи: 
Белкина Т.Г. Использование чистоговорок в коррекционной работе логопеда
    Ну а сейчас продолжение картотеки. Надеюсь, что данный материал будет полезен для родителей, воспитателей, логопедов.

     Картотека предназначена только для личного использования, публикация в любых источниках возможна только с указанием имени автора и активной ссылки на блог. 








  Благодарю авторов отрисовок и клипарта, которые были использованы для создания данной картотеки!

10 комментариев:

  1. Елена, хорошие чистоговорки хорошие, красивое оформление. Но чистоговорки "жу-жу-жу, за партой я сижу" и "ром-ром-ром, чернильница с пером" вызывают у меня большие сомнения по поводу содержания. Современные дети не знают слов: парта, чернильница, перо для письма. А "ром-ром-ром" пробуждают у меня определённые ассоциации...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, здравствуйте. Спасибо за отзыв! :) По поводу "ром-ром-ром" у меня тоже были сомнения, хотя это скорее наши, "взрослые", ассоциации. А вот насчет парты и чернильницы, позвольте не согласиться – это ли не лишний повод расширить кругозор ребенка и пополнить его словарный запас, пусть и пассивный. А так получается, что и с некоторыми художественными произведениями знакомить детей нельзя, тот же «Колобок» (сусеки и амбар - слова детям совершенно незнакомые), «Муха Цокотуха» с самоваром, «Мойдодыр» с ушатом и умывальником, ну и так далее, список можно продолжать до бесконечности…
      P.S. «Ром-ром-ром» заменила на более благозвучное «ро-ро-ро»

      Удалить
  2. Елена, спасибо! Чистоговорки очень нужны для развития речевого аппарата и очень удобная в использовании идея картотеки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, добрый день. Работая в логопедической группе не один год, могу с уверенностью сказать, что автоматизировать звуки на начальном этапе очень удобно и эффективно, именно, с помощью чистоговорок :)
      Спасибо за комментарий! :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена! Очень нужные упражнения!В последнее время так много детишек имеют дефекты в речи. Хорошо, когда родители на это обращают внимание, стараются их исправить. Ведь при поступлении в школу -это важный момент-хорошая, правильная речь залог успешного обучения.
    Чистоговорки часто использую в своей работе, не только с будущими первоклассниками, но и с ребятами постарше. Часто, более взрослые придумывают свои фразы. Ребятам нравится.
    Спасибо за ваши иллюстрации к каждой чистоговорке.
    Согласна с вами, здесь не только отработка звуков, но и пополнение словарного запаса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Александровна, здравствуйте. Да, ребят с дефектами речи сейчас встречается значительно больше, чем лет 5-7 назад. Да и дефекты гораздо серьёзнее. К нам в группу поступают дети на 2 года, словарный запас очень маленький. Всё обучение требует наглядности, а тем более для наших детей, которые растут в условиях двуязычия.
      Чистоговорки в комплексе с другими методами и приёмами помогают ребенку автоматизировать звуки речи, а иллюстрации - знакомиться с предметами и явлениями наглядно. Дети постарше, как Вы заметили, сами с интересом подбирают рифмующиеся слова.
      Спасибо за отзыв! :)

      Удалить
  4. Елена, здравствуйте! Такие замечательные, яркие картинки вы подобрали к чисто говоркам! Спасибо, я давно мечтала состряпать нечто подобное, но не владею программами, пользуюсь готовыми из журналов и книг. Вам огромное спасибо за красоту!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, добрый вечер! :) Очень-очень приятно читать такие доброжелательные отзывы!
      Да я, честно говоря, программами никакими не владею :(, всё мечтаю фотошоп освоить, да нет никого рядом, кто бы подсказал, а сама пыталась – ничего не получается :( Я делаю в программе для презентаций Power Point, вставляю все составные – изображение, текст, фон, а потом сохраняю, как картинку. Да ещё бы и времени свободного побольше...

      Удалить
  5. Елена, Вы сотворили очередной шедевр! Настолько эстетично (для меня это очень важно)!!! Еще и отправляете в свободное плавание! ;)
    Предлагаю добавить в Детскую галерею Ваши карточки, уверена, что многих это заинтересует.
    А в Вашем блоге появятся новые поклонники. :)
    http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, здравствуйте, спасибо за оценку картотеки! :)
      Благодарю за приглашение в галерею! :) Я уже читала Ваше сообщение на эту тему, но всерьёз как-то не задумывалась об участии... Сейчас времени свободного нет, чтобы вникнуть, а вот на выходных обещаю с этим разобраться Ещё раз спасибо! :)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария"
Выберите в выпадающем списке Имя/URL.
Вы сможете вписать свои имя или ник. Поле для указания URL можно оставить пустым.
- Нажмите "Продолжить" и оставьте свой отзыв!
- Теперь нажмите "Отправить". Спасибо, что заглянули! Всегда рада вашим комментариям!
Не забывайте поблагодарить автора за материал, который вы скачали!