Рассеянность - это психическое состояние, для
которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания.
Рассеянный ребенок не умеет выделять
главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным
и исполнительным.
Обычно рассеянность - результат
неправильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки
дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может
быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а
беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то
незаметно в поведении дошкольника появляются неорганизованность и
рассеянность.
Эти качества особенно отрицательно
скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он
отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнить задания.
Рассеянный ученик часто попадает в смешные и досадные положения.
Что можно сделать, чтобы
воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?
Прежде всего, не следует упрекать
дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность.
Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать
свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Режим не
позволяет менять занятия по настроению, требует сосредоточивать внимание и
волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к выполнению
режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его
действия. Постепенно соблюдение
режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным
обязанностям.
Для воспитания сосредоточенности,
внимания важно создать некоторые внешние условия и устранить то, что может
отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты в детской рассеянности.
Например, делают замечания
ребенку за то, что он часто отвлекается от занятий. Но в это время в соседней
комнате они включают магнитофон, и ребенок мысленно тоже с ними, временами
оставляет свое занятие и заглядывает к ним. Важно не отвлекать детей от дела,
уважать их работу. Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Иногда к
помехам приходится приспосабливаться. Необходимо воспитывать в детях то, что в
науке называется «помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность
в любых обстоятельствах.
Проявить сосредоточенность, внимание
ребенок может только в том, что его захватило, увлекло. Он любит мастерить,
ухаживать за комнатными растениями и животными, следить за своим аквариумом и
т. д. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что растения, если их не
поливать, или рыбки, если их не обеспечить кормом, могут погибнуть. Так у
ребенка появляется чувство ответственности. Постепенно ребенок усваивает, что
не все дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что не
очень интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно приложить
усилия. Но нельзя перегружать детей длительными, монотонными занятиями.
Внимательность, сосредоточенность
ребенка лучше всего тренируется в игре. Например, возьмите много мелких
предметов (пуговицы, гвоздики, орехи, камешки), рассыпьте их по столу. Пусть
ребенок постарается запомнить, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы
бумагой и предложите сыну (дочери) назвать все, что лежит под ней. Каждый
правильно названный предмет вынимайте. Игра будет интереснее, если в ней
примут участие папа, сестренка, братишка или сверстники ребенка.
Рекомендуем еще одну игру.
Поставьте рядом 5-6 игрушек. Ребенок закрывает глаза, а в это время с игрушками
происходят какие-то изменения: исчезает одна из игрушек, меняется их расположение,
добавляется новая игрушка. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что
изменилось. Постепенно количество игрушек увеличивается до 10. Еще сложнее
заметить, какие изменения произошли с куклой; появился бант, исчезла туфелька,
изменилась прическа и т. д.
Предлагаемые игры не требуют
много времени, но велико их значение в преодолении у дошкольника рассеянности и
воспитании внимательности.
Иногда рассеянность ребенка вызывается
болезнью, временным ослаблением всего организма. В этом случае необходимо
укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых. Рассеянность
вызывается также подавленностью, плохим настроением
ребенка. Здесь уже все зависит от
обстановки в семье, от взаимоотношений между родителями.
Если состояние рассеянности
систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту
характера, проявляется вместе с другими недостатками характера. Например,
рассеянность в учении часто связана с леностью, рассеянность в общении с людьми
- с нетактичностью, эгоизмом, рассеянность в быту – с неорганизованностью,
неаккуратностью. Чтобы этого не произошло, следует внимательно относиться к
психическим состояниям своих детей и правильно их оценивать. Если ребенок
надолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его от этого отвлекают.
Воспитывая сосредоточенность, внимание, родители следят, на что они направлены.
Воспитание у детей воли, чувства
ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает рассеянность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария"
Выберите в выпадающем списке Имя/URL.
Вы сможете вписать свои имя или ник. Поле для указания URL можно оставить пустым.
- Нажмите "Продолжить" и оставьте свой отзыв!
- Теперь нажмите "Отправить". Спасибо, что заглянули! Всегда рада вашим комментариям!
Не забывайте поблагодарить автора за материал, который вы скачали!