-->

пятница, 1 февраля 2013 г.

Как преодолеть рассеянность у ребенка?


            Рассеянность - это психическое состояние, для которого ха­рактерно отсутствие сосредоточенности, внимания.
          Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюде­нии в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.
              Обычно рассеянность - результат неправильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расце­нивают как мелочи, то незаметно в поведении дошкольника появ­ляются неорганизованность и рассеянность.
         Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном воз­расте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнить задания. Рассеянный ученик часто попадает в смешные и досадные поло­жения.
Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?

         Прежде всего, не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодо­левать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Режим не позволяет менять занятия по на­строению, требует сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его
действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ре­бенок научится ответственно относиться к различным обязанностям.
             Для воспитания сосредоточенности, внимания важно создать некоторые внешние условия и устранить то, что может отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты в детской рассеянности.
              Например, делают замечания ребенку за то, что он часто отвле­кается от занятий. Но в это время в соседней комнате они вклю­чают магнитофон, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляет свое занятие и заглядывает к ним. Важно не отвлекать детей от дела, уважать их работу. Конечно, не всегда можно уст­ранить то, что мешает. Иногда к помехам приходится приспосаб­ливаться. Необходимо воспитывать в детях то, что в науке назы­вается «помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосре­доточенность в любых обстоятельствах.
           Проявить сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его захватило, увлекло. Он любит мастерить, ухажи­вать за комнатными растениями и животными, следить за своим аквариумом и т. д. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что растения, если их не поливать, или рыбки, если их не обеспечить кормом, могут погибнуть. Так у ребенка появляется чувство ответственности. Постепенно ребенок усваивает, что не все дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно приложить усилия. Но нельзя пере­гружать детей длительными, монотонными занятиями.  
            Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего тре­нируется в игре. Например, возьмите много мелких предметов (пуговицы, гвоздики, орехи, камешки), рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается запомнить, какие вещи лежат на сто­ле. Закройте предметы бумагой и предложите сыну (дочери) на­звать все, что лежит под ней. Каждый правильно названный пред­мет вынимайте. Игра будет интереснее, если в ней примут участие папа, сестренка, братишка или сверстники ребенка.
               Рекомендуем еще одну игру. Поставьте рядом 5-6 игрушек. Ребенок закрывает глаза, а в это время с игрушками происходят какие-то изменения: исчезает одна из игрушек, меняется их рас­положение, добавляется новая игрушка. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось. Постепенно количество игрушек увеличивается до 10. Еще сложнее заметить, какие изменения произошли с куклой; появился бант, исчезла туфелька, изменилась прическа и т. д.
                Предлагаемые игры не требуют много времени, но велико их значение в преодолении у дошкольника рассеянности и воспита­нии внимательности.   
            Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью, времен­ным ослаблением всего организма. В этом случае необходимо укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых. Рас­сеянность вызывается также подавленностью, плохим настроением
ребенка. Здесь уже все зависит от обстановки в семье, от взаимо­отношений между родителями.
             Если состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту характера, про­является вместе с другими недостатками характера. Например, рассеянность в учении часто связана с леностью, рассеянность в общении с людьми - с нетактичностью, эгоизмом, рассеянность в быту – с неорганизованностью, неаккуратностью. Чтобы этого не произошло, следует внимательно относиться к психическим со­стояниям своих детей и правильно их оценивать. Если ребенок надолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его от этого отвлекают. Воспитывая сосредоточенность, внимание, родители следят, на что они направлены.
               Воспитание у детей воли, чувства ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает рассеянность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, как? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария"
Выберите в выпадающем списке Имя/URL.
Вы сможете вписать свои имя или ник. Поле для указания URL можно оставить пустым.
- Нажмите "Продолжить" и оставьте свой отзыв!
- Теперь нажмите "Отправить". Спасибо, что заглянули! Всегда рада вашим комментариям!
Не забывайте поблагодарить автора за материал, который вы скачали!